Межрегиональная общественная организация
"Лига Избирательниц Сибири"

тел./факс 8 (383) 315 40 26

г.Новосибирску пр. Карла Маркса, 28/1
Email: ligasib2005@yandex.ru

обратная связь

Новосной блок ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН :: МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

2016-10-10 - 15:42:53


 Проблема межэтнических и межконфессиональных конфликтов в течение последних десятилетий является одной из наиболее актуальных. Это объясняется тем, что подобного рода конфликты довольно трудноразрешимы, а также являются наиболее распространённым источником политической нестабильности.

 Конфликты на национальной и религиозной почве всегда имели место в истории человечества. Однако, несмотря на большое количество международных организаций, регулирующих политические отношения, следует отметить, что число этнополитических конфликтов в современном мире неуклонно растёт. На этот факт, прежде всего, оказывают влияние такие мировые процессы, как глобализация, модернизация, массовые миграции населения. Но главное заключается в том, что основными жертвами современных насильственных конфликтов становятся не вооружённые силы конфликтующих сторон, а мирное население, единственной виной которого часто является его этническая или конфессиональная принадлежность.
 Трудно переоценить актуальность данной проблемы. Конфликты подобного рода опасны, когда возникают между государствами, и также опасны, когда происходят в рамках одной страны. Это может привести к политической, социальной нестабильности, что в конечном счёте повлияет на государственность, на целостность страны.
 На сегодняшний день существует огромное множество определений конфликта. На Западе, например, широко распространено определение известного американского теоретика Л. Козера: «Конфликт – борьба за ценности и притязания на определённый статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника» [6, с. 295]. В отечественной литературе также даются определения конфликта. Так, Л. Г. Здравомыслов определяет конфликт как «норму отношений между людьми, своего рода клеточку социальной жизни, в которой наиболее отчётливо проявляется социальная напряжённость, накапливается энергия деятельности, порождающая социальные изменения и сдвиги разного масштаба» [5, с. 240].
 Следует заметить, что большинство определений конфликта носит социологический характер, так как в социальном конфликте все стороны представлены людьми, группами людей. А. В. Дмитриев, например, под социальным конфликтом понимает «тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны» [4, с. 54].
 Социальные конфликты могут проявляться в различных сферах жизни. Так, различают межличностные конфликты, конфликты в организации, межгрупповые конфликты. К одному из видов межгрупповых конфликтов относятся конфликты национальные (межэтнические) и религиозные (межконфессиональные). Вся сложность ситуации заключается в том, что именно в таких конфликтах на первый план выходит один из видов базовых групповых потребностей – потребность в идентичности, то есть в сохранении целостности группы в зависимости от той или иной этнической или конфессиональной принадлежности. Принадлежность к тому или иному этносу вызывает у людей сильный эмоциональный отклик и прежде всего чувство ответственности перед своей этнической группой. За счёт этого достигается сплочённость группы, готовность членов группы защищать её интересы и территориальные границы от других групп.
Таким образом, понимание сути этнического конфликта неразрывно связано с понятием этничности. Суть далеко не каждого этнического конфликта заключается в этничности, этничность, скорее, форма проявления конфликта. Чаще всего это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями. При этом более сильный этнос ограничивает или исключает претензии более слабых этносов. Имеющие высокий статус члены группы обычно стараются перевести недовольство, существующее внутри группы, на внешнего врага. Неравенство этносов чаще всего обусловлено объективными обстоятельствами – численностью, отсутствием ресурсной базы, вкладом в развитие экономики, культуры, географическими условиями и т. д.
 Что касается вопроса соотношения понятий «этнический конфликт» и «этнополитический конфликт», то большинство специалистов трактует первое понятие как более широкое, в то время как другие, например В. А. Тишков, эти два понятия не разграничивают. Следует учитывать, что подавляющее большинство этнических конфликтов имеют политическую составляющую, то есть в большей или меньшей степени они являются этнополитическими. Не только этнический, но и религиозный фактор может вызывать конфликты. Речь идёт о религиозном (или межконфессиональном) конфликте. Название здесь говорит само за себя: межконфессиональный конфликт – конфликт между группами, относящимися к разным конфессиям или имеющими разные религиозные убеждения.  
В современном мире существует множество религий и религиозных верований. На протяжении всей истории человечества религия оставалась важнейшей составляющей жизни общества. Поиски духовных ориентиров, точек опоры в быстроменяющемся мире приводят к тому, что в настоящее время роль религиозного фактора возрастает. Связано это во многом с тем, что религия – важнейший социальный институт, который включает в себя систему социальных норм, ценностей, ролей, обычаев, верований, ритуалов, стандартов поведения.
Как социальный институт религия выполняет в обществе ряд функций:
– мировоззренческую (религия задаёт установки для осмысления мира);
– компенсаторную (религия помогает человеку уйти от ощущения собственной беспомощности, снимает психологическое напряжение);
– коммуникативную (помогает осуществлять общение между верующими, а также между человеком и Богом через молитву);
– регулятивную (происходит управление деятельностью людей посредством норм, ценностей, традиций, стереотипов, обычаев);
– интегрирующую (поддерживает стабильность того или иного общественного фактора);
– культуротранслирующую (религия способствует развитию культуры, таких направлений, как письменность, книгопечатание, искусство);
– легитимирующую (способствует узакониванию некоторых общественных порядков, институтов, отношений, норм).
 В современном мире отмечается тенденция к политизации культуры. Однако это отнюдь не значит, что общество становится более религиозным. Очень часто недовольство социально-экономической или политической обстановкой перерастает в религиозные волнения. Также религия зачастую становится частью националистических программ. Многие исследователи указывают на общность светских и религиозных идеологий в том отношении, что они оправдывают социальное неравенство либо как «естественное», то есть основанное на способностях и успехах, либо как «Богом созданное». Многие люди до сих пор считают, что всякая чужая, «не их», религия является выдумкой людей, тогда как их собственная религия является откровением Божьим. Тогда возникает не только нетерпимость к людям, исповедующим иную религию, но и желание навязать им свои религиозные взгляды, якобы единственно верные. Стремление обратить «иноверцев» в «свою веру» получило название прозелитизм. В религиозных обществах полноценными членами общества признаются приверженцы господствующей религии. «Неверие» обычно воспринимается как симптом полной асоциальности. Чаще всего конфликты на религиозной почве возникают по причине партикуляризма. Смысл этого понятия заключается в том, что определённая религиозная группа считает себя исключительной обладательницей истины и истинной морали. Вследствие этого возникают конфликты на почве религиозных расхождений. Проявления партикуляризма встречаются в виде деления религий на «истинные» и «ложные», «хорошие» и «плохие», «полезные» и «вредные». Религиозные группы, которым не присущ партикуляризм, обычно не испытывают враждебности по отношению к другим группам и их верованиям.
 Часто религиозные конфликты могут маскировать столкновения на этнической или классовой основе. Враждебность по отношению к другим религиозным группам колеблется в зависимости от того, в какой мере религиозные различия связаны с экономическими, политическими или национальными интересами. Религиозные различия в таких случаях выполняют чисто идеологическую функцию.
 Конфликты существуют не только между религиозными группами, но и внутри них. Они могут быть связаны с борьбой за власть, престиж, привилегии. С точки зрения конфликтологического подхода социальное поведение членов религиозных групп также мотивируется стремлением к удовлетворению эгоистических интересов отдельных индивидов или их группировок. В качестве примера можно привести столкновение интересов высшего и низшего духовенства, весьма различающихся по своему социальному статусу.
 Еще один тип конфликтов связан с существованием религии в обществе, находящемся на той или иной стадии развития процесса секуляризации, то есть освобождения общественных институтов от церковного влияния. Эти конфликты могут быть вызваны изменениями духовной жизни общества, обусловленными формированием светской культуры, противоречащей традиционным религиозным взглядам на мир и соответствующим моральным ценностям. Религиозная приверженность может приводить к конфликту не только с научными взглядами на мир, но и с нормами светской морали, требованиями закона. Католическая церковь осуждает как великий грех искусственное прерывание беременности, вступая в противоречие с общественным мнением (включая и мнение широких масс верующих). Религиозные убеждения могут противоречить службе в армии, участию в политической жизни или гражданской деятельности.
 Особое внимание следует обратить на истолкование божественных законов. Такие мировые религии, как буддизм, христианство и ислам, в их классическом, традиционном варианте основаны на терпимости и человеколюбии, они не призывают напрямую к борьбе с представителями другой веры. Здесь вопрос стоит в интерпретации тех или иных догматов. Например, исламские фундаменталисты используют понятие «джихад» для обозначения войны с неверными во имя распространения мусульманской веры. Однако с арабского языка слово «джихад» переводится как «усилие». Если в первые века распространения ислама джихад действительно трактовался как война, причем война оборонительная, то начиная с XIV в. концепция джихада усложняется: наивысшим проявлением считается джихад духовный, т. е. внутреннее самосовершенствование на пути к Аллаху. Таким образом, джихад можно истолковать и как обоснование приложения максимальных усилий для процветания государства, и как оправдание для терактов – всё зависит от политических задач того или иного лидера.
 Чтобы понять источники межконфессионального напряжения, нужно учитывать все причины: экономические, социальные, политические, психологические и т. д. Именно эти причины провоцируют конфликты, религия же или становится катализатором, или используется как идеологический инструмент.
 Наиболее актуальными причинами современных конфликтов, имеющих внешнюю форму религиозных, являются следующие:
– мировой социально-экономический дисбаланс, когда одни страны гораздо богаче других;
– центробежные политические процессы, когда те или иные этнические группы предпочитают иметь свои государственные образования;
– региональные или внутригосударственные социальные проблемы, другими словами – бедность страны или региона, провоцирующая протестные настроения и чувство социальной несправедливости;
– низкий уровень образования и культуры населения.
 К тому же всё это наслаивается на национальные и социальные стереотипы, историческую память (особенно негативную), индивидуальную психологию. На развитие межэтнических конфликтов влияют не только причины, приводящие к ним, но и другие обстоятельства: во-первых, то, насколько широко они разрастаются, какое охватывают пространство; во-вторых, население какого типа поселений вовлечено в конфликт – большого города, малого города, посёлка и т .д. Имеют значение также интенсивность и время развития конфликта, поскольку, например, чем более затяжной характер носит конфликт, тем сложнее выходить из него.
 Методом ослабления конфликта является деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путём дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам, переговорам. Важно в процессе регулирования конфликта исключить воздействие факторов, способных консолидировать ту или иную конфликтующую сторону. Таким фактором может быть применение силы или угроза её использования.
 Как правило, наиболее эффективен прерыв конфликта. Данный способ ослабления конфликта позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию. Также в результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте.
 Особые правила существуют и в переговорном процессе. Для того чтобы добиться успеха, его важно прежде всего прагматизировать. Прагматизация переговоров состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнёра. Полезным считается участие в переговорах посредников и медиаторов. В особо сложных ситуациях легитимацию договорённостям придаёт участие представителей международных организаций.
 Проблема конфликтов на этнической или религиозной почве не нова. Такие конфликты всегда существовали, существуют и будут существовать. Люди всегда будут искать причины для ненависти. Такова, видимо, природа человека. Этнические различия – это социальная реальность. Все мы говорим на определённом языке, принадлежим к этнической общности, которая имеет свою особую историю. Чувство национального единства – не зло само по себе. Наоборот, это чувство сплачивает, объединяет людей. Вопрос в том, в какое русло направлено это чувство. Открыта ли определённая этническая общность по отношению к другим народам или, наоборот, сосредоточена на своих внутренних проблемах. Во втором случае намного проще найти врага со стороны и обвинить его во всех своих несчастьях и неудачах. Ведь легче переложить вину на кого-то другого, чем разбираться во внутренних причинах происходящего. И отношение к этносу здесь ни при чём. Человек не рождается ненавидящим другие народы, это чувство навязывается ему социумом, окружающей обстановкой. И главное здесь не ненависть к людям, отличающимся в этническом или религиозном плане, а в простом стремлении людей улучшить своё положение за счёт другого, и не важно, сосед это по лестничной площадке или граничащее с твоим государство. При этом следует отметить, что зачастую причина конфликта кроется в притязаниях на территорию, экономическую стабильность, политический статус, независимость, а не «этнической неприязни» как таковой. Ведь мы же не испытываем в большинстве случаев неприязни к народам, которые территориально далеки от нас и не представляют, как нам кажется, угрозы нашим интересам. Эта проблема практически неразрешима, так как эти стереотипы мы передаём другим поколениям, и рано или поздно конфликты возникают снова.
 Особого внимания заслуживает проблема диаспор. Зачастую всё начинается именно с негативного отношения к приезжим группам. Здесь основная проблема в том, что приезжие расцениваются как нечто «чужеродное», а значит, плохое. Тем более что ко всему прочему примешивается экономическая составляющая, так как приезжие занимают большое количество рабочих мест. Также нередко в странах своего пребывания диаспоры формируют сети «этнической преступности», создают террористические организации, структуры наркоторговли и т. д. и вообще порою ведут себя вызывающе, не беря во внимание культурные и этнические особенности страны, в которой находятся. Всё это представляет серьёзную проблему для местных жителей и не может в конечном счёте не раздражать их.
 Что касается религиозных конфликтов, то здесь вообще порою доходит до полного абсурда. Главная мысль, на которой основаны классические религии, – это любовь к ближнему, вне зависимости от вероисповедания и национальности. Таким образом, противоборствующие стороны противоречат сами себе, догматам, на которых основано единственно верное с их точки зрения учение. Тем более, когда речь идёт о противостояниях двух направлений одной религии, таких как православие и католичество в христианстве, суннизм и шиизм в исламе. Религия – удобное оружие для людей, преследующих свои цели: по-своему трактуя религиозные догматы, они влияют на мнение людей, по большей части необразованных и легко поддающихся подобному влиянию.
 Таким образом, пока человек не научится здраво мыслить, делать собственные выводы, а не придерживаться укоренившихся стереотипов, проблема межэтнических и межконфессиональных конфликтов не потеряет своей актуальности.
 

назад
ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН
                                                           
 
 
+7 (383) 315-40-26