Межрегиональная общественная организация
"Лига Избирательниц Сибири"

тел./факс 8 (383) 315 40 26

г.Новосибирску пр. Карла Маркса, 28/1
Email: ligasib2005@yandex.ru

обратная связь

 ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ ИЗ РОССИИ И СТРАН СНГ 

Международная торговля девушками и молодыми женщинами из бывшего Советского Союза для целей сексуальной эксплуатации – это организованный преступный бизнес с многомиллиардными доходами. 

РОССИЯ – страна-поставщик «живого товара» 

Женщин вывозят, ввозят и транзитом транспортируют практически через все регионы мира. Используются методы обмана, принуждения. Это современная форма рабства 21 века. Ежегодный оборот в сфере торговли женщинами как живым товаром для нужд секс-индустрии оценивается, по разным оценкам, в 7-12 миллиардов долларов. Торговля – исключительно прибыльный бизнес при относительно малых рисках по сравнению с торговлей оружием и наркотиками. Дельцами выступают транснациональные сети торговцев и сутенеров, хищнически эксплуатирующие мечту обнищавших женщин о трудоустройстве и шансах на лучшее будущее. Притом, что чаще всего жертвами становятся ничего не подозревающие молодые незамужние женщины с низким уровнем образования, в их числе могут оказаться и сироты, и студенты, и даже замужние женщины-матери. Всех их заманивают броской рекламой о красивой жизни за рубежом. Тысячи работорговцев размещают объявления в газетах, ролики на ТВ и радио, расклеивают в метро и на улицах объявления о прекрасной работе за границей, где никакого предварительного опыта не требуется. 

Эта транснациональная торговля основана на спросе и предложении из стран, поставляющих и принимающих «товар». Страны, где секс-индустрия особенно развита, создают постоянный и активный спрос, являясь принимающими странами, а государства, где торговцам легче всего вербовать женщин, являются странами-поставщиками. 

Многие десятилетия основными странами-поставщиками выступали азиатские государства, в частности, Таиланд и Филиппины, а также в какой-то степени страны Африки и Латинской Америки. Последние 10 лет ситуация с предложением «товара» изменилась. Раньше транспортные пути в Западную Европу были длиннее, и преступным сообществам современная работорговля обходилась намного дороже. В 90-х годах минувшего столетия жертвы из рухнувшего СССР и прочих стран бывшего соцлагеря заместили собой предшественниц на многих секс-рынках. Распад Советского Союза «прорвал плотину» для миллионов женщин, прежде недоступных для торговцев людьми. Сегодня бывшие советские республики, такие как Украина, Беларусь, Латвия и Россия, стали крупными поставщиками женщин в секс-индустрию по всему миру. Такие страны, как Россия, Молдова и Украина, являются одновременно и поставщиками, и получателями «товара». Москва и Киев – места крупнейших «заказов» женщин из Средней Азии, балканских стран и периферийных областей России и Украины. 

РОССИЯ – страна транзита 

Многих женщин сначала перевозят в Москву, а оттуда – дальше в Европу и на Ближний Восток. На мировых рынках «живого товара» женщины из России и Украины самые популярные и дорогостоящие. Высокорослые белокожие славянки пользуются огромным спросом, и до тех пор, пока их губят наивность и нищета, они будут пополнять эти рынки в неограниченных количествах. Обобщенные данные по различным странам Евросоюза говорят о том, что в 1999-м и 2000 годах более трети всех насильно ввезенных женщин представляли Россию и государства СНГ, а в отдельных странах, таких как Германия, Бельгия и Австрия, практически все жертвы торговли завозятся в настоящее время из Восточной Европы. 

Трудно привести точное количество женщин, проданных из бывшего СССР в сексуальное рабство. Торговля идет негласно, женщин заставляют молчать, преступники опасны, судебное преследование – явление редкое, и очень немногие правоохранительные структуры располагают персоналом и средствами даже для помощи пострадавшим, не говоря уже о ведении статистики пропавших. В ряде стран, тем не менее, есть довольно достоверная статистика по заявленным случаям торговли людьми и уголовным наказаниям, но очевидно, что о многих случаях просто не заявляется. Имеющиеся цифры можно рассматривать как примерно рисующие картину ситуации, но следует всегда помнить и учитывать, что реальные, теневые цифры могут во много раз превосходить официальные. 

Известны, однако, маршруты нелегальной торговли все большим и большим числом женщин из Центральной и Восточной Европы и стран бывшего СССР. Российские женщины влачат рабское существование в более чем 50 странах мира. В иных местах, например, в Израиле и Турции, россиянок и гражданок других стран СНГ так много, что всех проституток там называют Наташами. 

В странах Евросоюза около полумиллиона женщин из Центральной и Восточной Европы работают проститутками. По данным уголовного розыска Германии, в 1998 году 87,5% ввезенных в страну женщин были из Восточной Европы, 17% – из Польши, 14% – из Украины, 12% – из Чехии и 8% – из Российской Федерации. 

По данным МВД Украины за 1998 год, за минувшее десятилетие из страны было продано 400 тысяч женщин. Источники из неправительственных организаций утверждают, что цифра явно выше. По оценке Международной организации по миграции (МОМ) – финансируемого ООН агентства, призванного, в частности, содействовать в предотвращении торговли людьми и возвращении жертв, - за период с 1991-го по 1998 годы на Запад было, таким образом, переправлено до 500 тысяч россиянок и украинок. Согласно исследованиям МОМ, из Киргизстана, к примеру, в 1999 году в страны Европы и Ближнего Востока было вывезено 4 тысячи женщин; до 5 тысяч ежегодно вывозится из Казахстана. Молдова, Украина и Россия занимают в настоящее время лидирующие позиции по поставкам женщин в Западную Европу. Приблизительно от 50 до 100 тысяч гражданок Молдовы, свыше 100 тысяч украинок и около 500 тысяч россиянок по-прежнему работают сейчас в проституции за пределами своих стран, причем не менее 80% из них – жертвы нелегальной торговли. 

Помимо Западной Европы, в числе стран, куда наиболее часто увозят женщин из России, Украины, Молдовы и Грузии, такие государства, как Турция, государства бывшей Югославии, Объединенные Арабские Эмираты, Израиль, Сирия, Китай, Венгрия, Чехия, Хорватия, Соединенные Штаты Америки, Канада и Япония. Места назначения для гражданок Центральной Азии, - это чаще всего Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Греция или соседние страны СНГ. 

Транснациональная торговля женщинами – для постсоветского пространства преступление новое, и правительства реагируют медленно. Российская Федерация не имеет закона о противодействии торговле людьми и наказании преступников. У торговцев развязаны руки, и они действуют, не опасаясь возмездия. Небольшие женские и правозащитные неправительственные организации – единственная сила в борьбе с международными преступными сетями. Они информируют «группы риска» в своих регионах об опасности, таящейся за объявлениями о «хорошей высокооплачиваемой работы без опыта». Объединившись в коалицию «Ангел», эти НПО активно работают с местными и федеральными властями и законодателями, призывая их обеспечить появление в стране сильных законов, защищающих девушек и молодых женщин от криминальной эксплуатации. 

РОССИЯ - страна назначения 

Наиболее негативным аспектом либерализованной российской экономики являются коррупция, криминальная деятельность и неспособность правительства к их сдерживанию. Одним из наиболее опасных последствий данной неспособности стал стремительный рост международной криминальной торговли людьми - в том числе и детьми – с целью проституирования в России. Только за одно десятилетие Россия превратилась в один из основных источников и одной из принимающих стран для международной торговли женщинами и детьми, детского секс-туризма и детской порнографии. Эти формы насильственной эксплуатации настолько широко распространены в России, что представляют собой ежедневную угрозу для жизни и благополучия десятков тысяч детей и молодежи. 

Несмотря на то, что сексуальная эксплуатация несовершеннолетних присутствует во всех регионах России, в Москве она проявляется наиболее остро. Являясь самым крупным и влиятельным российским городом - окном в Европу, – Москва, как магнит, притягивает не только беспризорных детей в поисках заработка, но также и сутенеров и торговцев «живым товаром», которые привозят женщин и детей в Москву из экономически неблагополучных регионов и бывших союзных республик с целью вовлечения их в сексуальное рабство и занятие проституцией. 

Согласно информации, полученной от московской милиции, более 70 000 вынужденных заниматься проституцией жертв трэффика находятся в Москве. Девяносто процентов из них - женщины и дети и 80% из них - моложе 18 лет. Судьба жертв осложнена и тем, что не существует системы для их освобождения и реабилитации – как только их находит милиция - их депортируют. 

Московское правительство ясно осознает необходимость действий по оказанию помощи жертвам, а также по противодействию растущему спросу на детский секс туризм и детскую порнографию в столице. Комиссия Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья уделяет большое внимание работе по вопросам предотвращения торговли детьми, детской проституции и порнографии. Комиссия работает в тесном сотрудничестве с «Мирамед-Институтом» и Центром помощи жертвам торговли людьми коалиции «Ангел» с целью усовершенствования системы помощи и репатриации детей, пострадавших от торговли людьми, как за границей, так и в Москве. 

К сожалению, все усилия по спасению, защите и помощи пострадавшим ослабляются отсутствием приютов в Москве, предназначенных для принятия и помощи детям, пострадавшим от сексуальной эксплуатации. В результате дети, обнаруженные милицией или социальной службой, распределяются в ближайшие государственные приюты. В Москве насчитывается около 100 подобных приютов, в стенах которых каждый год оказываются около 50 000 беспризорных детей. 

Однако не делается разницы между детьми, пострадавшими от насилия, беспризорными и малолетними правонарушителями. Все дети из вышеперечисленных категорий помещаются в приют до вынесения решения о перенаправлении их далее под власть судебно-исполнительной системы, в интернат, их депортации из страны (в случае с иностранными гражданами), либо пока они не покинут приют по собственной инициативе. Таким образом, многие дети, пострадавшие от насилия и эксплуатации, вновь попадают в руки эксплуататоров. Среди персонала государственных приютов бытует представление о приюте как ни о чем ином как месте содержания «трудной» молодежи. 

Коалиция «Ангел» в партнерстве Российским благотворительным фондом «Женщины и дети - прежде всего» при поддержке Департамента социальной защиты населения и Мэрии Москвы и при финансовой поддержке Благотворительного фонда Ее Величества королевы Швеции Сильвии «Childhood» уже начала реализовывать проект, в рамках которого будут проведены тренинги и оказана информационная и методическая помощь сотрудникам 10 московских государственных приютов. 

ДОРОГА РАБСТВА ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В РОССИЮ И ЧЕРЕЗ РОССИЮ 

Центральная Азия является главным источником и регионом транзита наркоторговли и торговли людьми в бывшем Советском Союзе. До распада СССР республики Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан и Киргизстан не были самостоятельными политическими единицами, а потому путь их преображения в независимые государства весьма труден. Резкое отделение этих государств в минувшем десятилетии от централизованной вокруг России экономики привело их к социально-экономическому и культурному кризису. Поток мигрантов из Средний Азии в России насчитывает тысячи людей. Через Россию они продолжают свой путь во многие европейские страны, отчаянно ища работу, убегая от наркодилеров, афганских и пакистанских повстанцев, и по пути становясь жертвой международных синдикатов, торгующих людьми. 

Россия является основной страной назначения для торговли людьми из Центральной Азии и служит страной транзита по пути наркоторговли и торговли людьми в Западную Европу через Польшу и Балканы. Согласно МВД Москвы, более 50 000 женщин и детей привозятся криминальными группами из Центральной Азии для последующего использования в проституции и секс туризме, 70% из них - несовершеннолетние. Торговля людьми тесно связана с торговлей наркотиками. Продаваемые женщины и дети часто используются как перевозчики наркотиков. 

Так как проблема торговли людьми через Россию связана с ростом криминального трэффика из Центральной Азии, своевременно и важно развивать сотрудничество и обмен опытом между организациями, противодействующими торговле людьми. 
ТАДЖИКИСТАН 

Торговля людьми – новое явление в Таджикистане, являющееся следствием в первую очередь гражданской войны 1992-1997 гг., а также последующего ухудшения экономической ситуации. Согласно официальным данным, 80% населения живут за чертой бедности. Люди вынуждены в поисках заработка и «лучшей жизни» покидать постоянное место жительства. Жизнь не становится лучше, что и определяет увеличение числа трудовых мигрантов. Вызывает тревогу и тот факт, что повысился уровень безработицы в стране. Молодежь составляет 59% всех зарегистрированных безработных. 

По оценкам неправительственных организаций, от 800 тысяч до миллиона граждан Таджикистана выехали из страны, из них около 90% считаются нелегальными мигрантами. Как правило, нелегальные мигранты создают основную группу риска по торговле людьми. 

Основные направления вывоза женщин и мужчин в целях эксплуатации - это Россия, Казахстан, ОАЭ и другие страны. 

На государственном уровне Таджикистан принял следующие шаги: в 2000 году была ратифицирована Конвенция 1949 г . «Об искоренении торговли людьми и эксплуатации проституции, осуществляемой другими людьми», в 2002 году ратифицирована Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и протоколы к ней: «Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» и «Протокол о незаконном ввозе мигрантов по суше, морю и воздуху». 

В 2003 году на заседании правительства было утверждено Положение о постоянно действующей рабочей группе Комиссии при правительстве Республики Таджикистан по обеспечению выполнения международных обязательств в области прав человека. На этом же заседании был образован и утвержден состав Рабочей группы по изучению проблем, связанных с торговлей людьми, и ее предупреждению. 

Законом РТ от 30.06.2003 г. за № 456 «О внесении изменений и дополнений в УК РТ» Уголовный Кодекс РТ дополнен статьей 130/1 «Торговля людьми». 

Парламент Республики Таджикистан 5 июля 2004 г . принял новый закон «О борьбе против торговли людьми». Настоящий закон определяет правовые и организационные основы системы борьбы против торговли людьми в Республике Таджикистан и правовое положение жертв торговли людьми. С принятием данного закона запущен механизм реализации мер противодействия торговле людьми, принятие которых со стороны государства позволит реально противостоять этому опасному явлению. 

В Министерстве внутренних дел Республики Таджикистан при Управлении по борьбе с организованной преступностью создано подразделение по борьбе с торговлей людьми. 

КИРГИЗСТАН 

Киргизстан в первую очередь является страной - поставщиком и страной транзита для трэффика молодых женщин для сексуальной эксплуатации в ОАЭ, Южной Корее, Турции, России, Казахстане, Китае, Греции и Германии. Неофициальные данные, полученные из одного из независимых исследований, говорят о том, что число женщин вывезенных из страны в 2004 году – около 4 000. Киргизстан является страной транзита для вывоза людей из Узбекистана и Таджикистана. В последнее время Киргизстан стал и принимающей страной для ввозимых из Узбекистана и Таджикистана женщин и детей. 

Как внутренние, так и внешние факторы сыграли свою роль в росте трэффика в стране. С момента получения независимости в 1991 году Киргизстан боролся с трудностями экономического развития. Согласно официальным данным 40% населения живут за чертой бедности. Отсутствие возможностей выгодного трудоустройства в Киргизстане приводит к тому, что женщины вынуждены идти на риск и искать эти возможности за границей. Торговцы людьми используют объявления в газетах, туристические агентства, друзей и знакомых, а также Интернет для вербовки женщин, детей и мужчин. Пограничный контроль неадекватен, а возможности международного перемещения возросли. Множество туристических агентств работают в Киргизстане, многие из них имеют филиалы в Москве и известны своими связями с международной организованной преступностью. Коррупция чиновников и повсеместно распространенная терпимость к проституции также вносит свой вклад в рост торговли людьми. 

21 апреля 2002 правительство приняло программу, направленную на противодействие торговле людьми. Национальный Совет по вопросам торговли людьми напрямую отчитывался президенту. Поправки по противодействию трэффику были внесены в Уголовный Кодекс в 2003 году. Статья 124 адресует меры, которые должны быть предприняты для борьбы с торговлей людьми, следуя Протоколу ООН о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее. Протокол дополняет Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, которая была ратифицирована Киргизстаном в 2003. Однако новое законодательство не устанавливает механизмов для защиты жертв торговли людьми. 

Известны случаи, когда правительственные чиновники, получая взятки, не останавливали деятельность торговцев, и расследование и судебное преследование работорговли было сведено к минимуму. Правоохранительные органы все еще не готовы работать с пострадавшими от работорговли, как и другие силовые структуры в СНГ, они используют тактику запугивания жертв, тем самым, повторяя поведение работорговцев, и пытаются таким образом добиться от пострадавших сотрудничества в качестве свидетелей на судебном процессе. Сотрудникам милиции, пограничникам, в том числе работающим в аэропорту, необходим тренинг по корректной работе с пострадавшими. Недавний политический переворот, приведший к изгнанию президента, усилил напряжение в этнических и религиозных отношениях, экономическую нестабильность и политическую неуверенность, ведущих к условиям, которые позволяют организованным преступным группам действовать безнаказанно. 

Уникальные культурные факторы также играют роль в усугублении проблемы работорговли в Киргизстане. Киргизские традиции делают женщин более уязвимыми для торговли, это относится к структурам сообщества, которые были недавно восстановлены, типа "mahalla" и суд старших, которые ограничивают права женщин. Насилие против женщин повсеместно распространено в стране, и часто о случаях насилия не заявляют из-за культурных табу и безразличия правоохранительной системы. Женщины и девушки, которые были вовлечены силой в работорговлю, часто рассматриваются не как жертвы трэффика, а как преступницы, нелегально пересекшие границу. В связи с этим родственники весьма неохотно сообщают о пропавших членах их семей. 

КАЗАХСТАН 

Казахстан по размеру занимает девятое место среди стран в мире. Казахстан является страной происхождения, транзита и назначения для работорговли. Узбекские, киргизские и таджикские девушки импортируются в Казахстан для последующего вовлечения в проституцию. Казахские женщины и девушки вывозятся в ОАЭ, Западную Европу, Израиль, Россию, Южную Корею, Грузию и через Россию, Украину и Польшу в другие страны. Казахских женщин чаще всего продают в Турцию и Саудовскую Аравию через Москву, где они получают визы и документы для продолжения пути в страну назначения. Бедность вынуждает многих этих женщин искать работу за границей, где их принуждают заниматься проституцией. Часто жертвы обвиняют, что они сами являются виновниками их собственной эксплуатации, и по этой причине многие пострадавшие не хотят обращаться в милицию. Столица Казахстана, Алма-Аты, является как пунктом транзита, так и пунктом назначения для ввоза жертв из бедных сельских районов. 

НПО проявляют активность в своих попытках противодействовать торговле людьми и работают над созданием сети приютов для помощи пострадавшим от работорговли; проводят информационные кампании по предотвращению работорговли, а также семинары и тренинги, как для казахских, так и киргизских, таджикских и узбекских НПО. 

В течение последних нескольких лет правительство Казахстана предприняло несколько важных законодательных шагов по противодействию торговле людьми. В июле 2003 года были внесены поправки в Криминальный Кодекс Казахстана. За последний год правоохранительные органы провели 15 расследований и рассмотрели в суде 4 случая торговли людьми. В августе 2003 года Министерству Юстиции Казахстана было поручено координировать деятельность по противодействию работорговле. Была создана Межведомственная Комиссия по проблеме работорговли. В феврале 2004 был принят национальный план действий по борьбе с торговлей людьми. В ноябре 2004 Казахстан подписал Конвенцию ООН 1949 года о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами. 

Эти меры, являясь позитивными, тем не менее, недостаточны. Казахстан до сих пор не ратифицировал Протокол 2000 года о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, который дополняет Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. Правительственное соучастие в организованных преступных действиях в Казахстане серьезно препятствует его усилиям в борьбе с торговлей людьми. Следователи и таможенные чиновники часто подкупаются, и обвиненных работорговцев отпускают, либо осуждают условно. Недостаток защиты и помощи пострадавшим также приводит к тому, что многие их них помещаются в тюрьму за проституцию, подвергаются штрафу или депортации без разбирательства их ситуации, несмотря на то, что уже действует формальное соглашение о сотрудничестве между правительством и НПО, оказывающим помощь пострадавшим.



Фотогалерея "Трэфик"
Новостной блок ТРЭФФИК
ТРЭФФИК
                                                           
 
 
+7 (383) 315-40-26